Философия Java

Гарантия правильной очистки.


Java не поддерживает концепцию C++ связанную с деструктором, специальным методом, который автоматически вызывается при уничтожении объекта. Причина этого в том, что в Java нужно просто забыть об объекте, позволяя тем самым освободить сборщику мусора память, если это необходимо .

Зачастую этот подход отлично работает, но иногда ваш класс может осуществлять некоторые действия во время его цикла жизни и требуется его очистить грамотно. Как уже упоминалось в главе 4, Вы не можете знать когда будет вызван сборщик мусора, и будет ли он вообще вызван. Так что, если Вы хотите очистить нечто в вашем классе, то Вам необходимо просто написать специальный метод выполняющий эту работу, и убедиться, что другой (возможный) программист знает, что он должен взывать этот метод. Эта проблема описана в главе 10 ("Обработка ошибок с помощью исключений"), Вы должны обработать исключение поместив некий очищающий код в блок finally.

Давайте рассмотрим пример вспомогательной компьютерной системы дизайна, которая рисует картинку на экране:

//: c06:CADSystem.java

// Обеспечение правильной очистки.

import java.util.*;

class Shape { Shape(int i) { System.out.println("Shape constructor"); } void cleanup() { System.out.println("Shape cleanup"); } }

class Circle extends Shape { Circle(int i) { super(i); System.out.println("Drawing a Circle"); } void cleanup() { System.out.println("Erasing a Circle"); super.cleanup(); } }

class Triangle extends Shape { Triangle(int i) { super(i); System.out.println("Drawing a Triangle"); } void cleanup() { System.out.println("Erasing a Triangle"); super.cleanup(); } }

class Line extends Shape { private int start, end; Line(int start, int end) { super(start); this.start = start; this.end = end; System.out.println("Drawing a Line: " + start + ", " + end); } void cleanup() { System.out.println("Erasing a Line: " + start + ", " + end); super.cleanup(); } }


public class CADSystem extends Shape { private Circle c; private Triangle t; private Line[] lines = new Line[10]; CADSystem(int i) { super(i + 1); for(int j = 0; j < 10; j++) lines[j] = new Line(j, j*j); c = new Circle(1); t = new Triangle(1); System.out.println("Combined constructor"); } void cleanup() { System.out.println("CADSystem.cleanup()"); // Порядок очистки

// обратен порядку инициализации

t.cleanup(); c.cleanup(); for(int i = lines.length - 1; i >= 0; i--) lines[i].cleanup(); super.cleanup(); } public static void main(String[] args) { CADSystem x = new CADSystem(47); try { // Код и исключения обрабатываются...

} finally { x.cleanup(); } } } ///:~

Все в этой системе является разновидностями шейпа (Shape) (который в свою очередь является разновидностью объекта(Object) в силу того, что он косвенным образом наследует корневой класс). Каждый класс переопределяет метод шейпа cleanup( ) в дополнении к этому еще и вызывает метод базового класса через использование super. Специфичные классы Shape, такие, как Circle, Triangle и Line все имеют конструкторы, которые рисуют, хотя любой метод, вызванный во время работы, должен быть доступным для чего либо нуждающегося в очистке. Каждый класс имеет свой собственный метод cleanup( ) для восстановления не использующих память вещей существовавших до создания объекта.

В методе main( ), Вы можете видеть два ключевых слова, которые для Вас новы, и не будут официально представлены до главы 10: try и finally. Ключевое слово try сигнализирует о начале блока (отделенного фигурными скобками), который является охраняемой областью, что означает, что он предоставляет специальную обработку при возникновении исключений. Одной из специальных обработок является порция кода заключенная в блок finally следующий за охраняемой областью и который всегда выполняется, вне зависимости от завершения блока try . (С обработкой исключений имеется возможность покинуть блок try бесчисленным количеством способов.) Здесь, finally означает:"Всегда вызывать cleanup( ) для x, без разницы, что случилось". Эти ключевые слова будут основательно разъяснены в главе 10.

Заметьте, что в Вашем методе очистки Вы должны так же быть внимательны в вызове очередности для базового класса и для вашего класса, в зависимости от отношений с подобъектом. В основном, Вы должны следовать тем же путем, как и в C++ в деструткорах: Сначала осуществляется очистка вашего класса в обратной последовательности создания. (В основном требуется, чтобы элементы базового класса были все еще доступны.) Затем вызвать метод очистки базового класса, как показано в примере.

Вообще может быть множество случаев, в которых очистка это не проблема, Вы просто позволяете сборщику мусора выполнить свою работу. Но, когда Вы должны очистку сделать самостоятельно, следует быть внимательным, усердным и осторожным.


Содержание раздела